Единая система весового контроля

Единая система весового контроля на дорогах – чем она станет? Методом борьбы с нарушениями или еще одним способом пополнения бюджета?

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

В последние годы властям РФ приходится принимать ряд непопулярных мер и законов. Причина такой тенденции банальна — на это их толкает нестабильная экономическая ситуация в стране. К сожалению, иными способами казну не пополнить. При этом высокопоставленные чиновники оправдывают свои решения заботой о населении и прочими благими целями. Что ж, такая у них работа. Вместе с тем это еще больше злит простых людей. Например, тех же автомобилистов, специально для которых люди государевы выдумали печально известную систему «Платон». Не успели они понять, что к чему, как их вновь «обрадовали» очередной непопулярной реформой.

 

Дмитрий Прончатов, заместитель главы «Росавтодора», заявил, что его ведомство планирует в текущем году сформировать единую систему, позволяющую осуществлять весовой контроль на автодорогах России. При этом он уточнил, что оператор данной системы будет выявлен по абсолютно прозрачной схеме – в ходе открытого конкурса.

 

Примечательно, что в настоящее время насчитывается более 70 пунктов весогабаритного контроля, которые функционируют на некоторых отрезках федеральных дорог. Из них около 20 являются полностью автоматизированными. Правда, их работа осуществляется в тестовом варианте, но, как заверяют представители «Росавтодора», в этом году они начнут функционировать уже в полноценном режиме.

 

Также Дмитрий Прончатов поделился планами и на отдаленную перспективу. По его словам, к 2021 г. «Росавтодор» оборудует федеральные трассы несколькими сотнями пунктов, с помощью которых можно будет осуществлять весогабаритный контроль транспортных средств. Если быть более-менее точным, то по задумке представителей агентства, таких пунктов будет около 400.

 

Безусловно, лишних финансовых ресурсов для осуществления столь грандиозных планов в бюджете страны нет. Именно поэтому «Росавтодор» всегда открыт для сотрудничества с инвесторами, которые заинтересуются реализацией этого проекта. Вот только таковые пока не нашлись.

 

Как и всякий чиновник, занимающий высокую должность в одной из государственных структур, Дмитрий Прончатов заверил, что инициатива его ведомства преследует исключительно благородные цели. Проще говоря, по его словам, сеть автоматизированных пунктов весогабаритного контроля, которая покроет большую часть страны, позволит избегать повреждения асфальтового покрытия и тем самым уменьшит финансовую нагрузку на дорожный фонд.

 

Сказано красиво, вот только некоторые эксперты уже сравнили создание автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля с «Платоном». Правда, и тут Дмитрий Прончатов не растерялся. Он назвал подобные аналогии некорректными, мотивировав это тем, что в системе «Платон» функционирует совершенно другой принцип взимания денег с автомобилистов.

 


«Платон» «отдыхает»

Согласно существующим российским законам, для автопоездов установлен лимит по массе, который составляет 44 т. Если разрешенный вес будет превышен, «Ространснадзор» налагает на грузоотправителя штрафные санкции в размере от 100 до 500 тыс. руб. Что же касается самих перевозчиков, то в таком случае им «светит» штраф от 1 тыс. руб. Примечательно, что в начале этого года центром, отвечающим за мониторинг безопасности дорожного движения, было выявлено более 204 тыс. таких нарушений.

 

Можно себе представить, сколько подобных нарушений будет выявляться при функционировании полноценной автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля, которую планирует внедрить «Росавтодор». Впрочем, консультанты одной из компаний уже произвели необходимые расчеты. По их подсчетам, таких нарушений стало бы фиксироваться в два, а то и в три раза больше. И это только за полугодовой период. Что же касается общей суммы штрафных санкций, то она составила бы более 180 млрд. руб. На фоне этих цифр «Платон» со своими показателями выглядит более чем скромно. Ведь сначала данная система позволила пополнить бюджет на 60 млрд. руб., затем уже только на 40 млрд., а по итогам текущего года ожидается, что с ее помощью удастся заполучить лишь чуть более 20 млрд.

 


Слияние неизбежно

Невзирая на заявления чиновников, автоматизированная система пунктов весогабаритного контроля очень похожа на «Платон». Проще говоря, они являются «близнецами». Что удивительно, это не скрывают даже некоторые чиновники. Вот только они не спешат разглашать своих имен-фамилий и занимаемых должностей. В приватной беседе с одним из журналистов чиновник Минтранса, пожелавший остаться инкогнито, заявил, что было бы логичнее через какое-то время интегрировать друг с другом две системы. То есть, создать единую систему на основе автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и «Платона».

 

Действительно, такое слияние выглядит наиболее рациональным. Так как, если его не провести, автолюбители окажутся между двух огней. С одной стороны, им придется озираться на «Платон», а с другой — подстраиваться под автоматизированные пункты весогабаритного контроля. Это не только вызовет шквал недовольства, но и породит путаницу. А при слиянии двух систем подобного удастся избежать.

 

 

Критическая ситуация

Именно так можно охарактеризовать состояние отечественных дорог. И во многом это «заслуга» крупногабаритного транспорта, который в буквальном смысле этого слова разбивает асфальтовое покрытие. Более того, из-за него происходит около 35% всех дорожно-транспортных происшествий. К слову, только за прошлый год грузовиками было разрушено примерно 20 мостов, на восстановление которых потребуется внушительный отрезок времени.

 

Отремонтировать разрушенные участки дорог бюджетными средствами на сегодняшний день нереально. Но если удастся в ближайшее время найти инвесторов и внедрить автоматизированную систему пунктов весогабаритного контроля, то существующую проблему удастся решить довольно быстро.

 

По оценкам Евгения Мазура, руководителя проектов практики «Инфраструктура», инвестору придется потратить на проект около 10 млрд. руб. Одна часть этих денег уйдет на организацию центра обработки информации, другая – на обеспечение электроснабжения. В общем, грубые расчеты показывают, что один автоматизированный пункт будет стоить порядка 30 млн. руб. При этом, чтобы система оказалась эффективной, на каждые 1 тыс. км. автодорог придется разместить восемь таких пунктов.

 

Также Евгений Мазур считает, что в качестве концессионера данного проекта может выступить интеграционная компания, которая специализируется на внедрении учетных систем на автомобильных дорогах. В первую очередь, ей может стать «IBS», а также «Стройинвестпроект-M» или «Тензо-М». Неплохие шансы и у «А-глобал». Вместе с тем Евгений Мазур уверен, что в открытом конкурсе от «Росавтодора» могли бы принять участие и структуры, подконтрольные крупным банковским учреждениям. Прежде всего те, которые принадлежат таким гигантам, как «ВТБ» и «Газпромбанк».

 

Но слова словами, а представители банков «ВТБ» и «Газпромбанк» от каких-либо комментариев отказались. Что означает – участвовать в проекте «Росавтодора» они не планируют. Тем не менее, не все так плохо. Заинтересованность в формировании автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля подтвердили в «IBS». Между прочим, данная компания сотрудничает с «Росавтодорам» уже на протяжении трех лет.

 


Окупится ли проект?

Каждый инвестор, прежде чем вложить деньги в какой-либо проект, задается исключительно этим вопросом. Если он получает на него утвердительный ответ, то дело сдвигается с мертвой точки. Впрочем, здесь стоит учитывать и такой нюанс, как срок окупаемости проекта. В том случае, если он слишком большой, потенциальный инвестор может дать и задний ход.

 

По заверениям же представителей «Росавтодора», автоматизированная система пунктов весогабаритного контроля окупится в течении двух-трех лет. Останется в выигрыше и Минтранс. На счет этой организации начнут поступать финансовые средства, которых остро не хватает для строительства региональных дорог. А сейчас с финансированием действительно туго. Ведь «Платон» не оправдал ожиданий чиновников.

 


Прозрачность прежде всего

Александр Дьяконов, директор по транспортным средствам «FM Logistic», говорит, что рынок перевозок уже давно требует от властей предельной прозрачности в сфере контроля лишнего груза. В данный же момент, по его убеждению, существующие механизмы контроля стимулируют водителей к даче взятки должностному лицу, которое этот самый контроль и осуществляет. В противном случае его машину отправляют на штрафстоянку.


Учитывая сложившуюся ситуацию, Александр Дьяконов убежден, что именно автоматизированная система мониторинга исправит ситуацию и исключит коррупцию в среде контролирующих органов. С ним солидарен и Сергей Власов, глава организации грузовых перевозок DPD по территории России.

 

И, если представители крупных грузоперевозчиков не имеют ничего против автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля на автодорогах России и требуют от властей только прозрачности самого процесса, то вот активисты автомобильного движения категорически против таких инициатив. Например, Андрей Бажутин, который в свое время активно выступал против системы «Платон», искренне не понимает, почему такая организация, как Минтранс, не желает заниматься сбором платежей с водителей напрямую, а подключает к этому процессу сторонние частные компании. По его мнению, это способствует развитию коррупционных схем и появлению так называемых «откатов».


Можно по-разному относиться к планам чиновников взять под тотальный контроль всех грузоперевозчиков и выискивать в их решениях скрытые коррупционные схемы. Но факты остаются фактами – экономическая ситуация в стране далека от идеальной, денег в бюджете недостаточно, а состояние автомобильных дорог России с каждым годом становится все хуже и хуже. Исправить ситуацию может только появление дополнительного финансового источника в виде инвестора, который запустит единую систему весового контроля на дорогах. От ее появления хуже уж точно не станет. Само ее существование уже подразумевает то, что нарушений станет меньше, а бюджет получит дополнительные деньги. Вопрос лишь в том, каких показателей удастся добиться с ее помощью.

Читайте также:

Бортовой манипулятор: его возможности и функции
Бортовой манипулятор: его возможности и функции

Современные реалии больших и более мелких городов таковы, что погрузочно-разгрузочная техника не всегда может

Ивановские автокраны
Ивановские автокраны

Знаменитые ивановские автокраны имеют более чем пятидесятилетнюю историю. Еще много лет назад они прославились как

Сезонная смена шин
Сезонная смена шин

Два раза в год любой хозяин автомобиля задумывается о смене шин. Задача, на первый взгляд,