Электромобили: планы и будущее

В правительстве разработали проект программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года.

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Сразу следует отметить, что мнения независимых экспертов по ряду пунктов этого документа разделились, а некоторые из них, вообще, воспринимают его весьма скептически.

 

Впрочем, при всех разногласиях касательно тех или иных аспектов проекта, большинство в экспертном сообществе уверено, что без достаточной по охвату сети заправок и доступных для среднего потребителя цен, электрический транспорт вряд ли станет популярным в России.

 

Тем не менее, чиновники считают, что предложения, особенно льготы, заложенные в этой (пока предварительной) программе, будут способствовать развитию данного сегмента автотранспорта.

 

 

Быть в тренде

Разработка программы развития электрического транспорта свидетельствует также  и о том, что не хотят наши правительственные чиновник оставаться в стороне от общемировой тенденции в таком важном сегменте автомобилестроения. В Минтрансе в мае этого года, например, заявили, что в связи с «общемировыми тенденциями» следует ввести в Правила дорожного движения понятия «электромобиль» и знак !»заправка для электромобилей».

 

В ПАО «Россети», в свою очередь, сообщают о планах открытия в России к 2018 году тысячи станций-зарядок для электротранспорта. В общем, предпринимаются попытки хоть как-то ускорить процесс. А то ведь как соответствовать «мировым тенденциям», если по данным аналитического агентства «Автостат» в ГИБДД РФ зарегистрировано 647 электрокаров, треть из которых – в Москве.

 

Однако следует признать, что и в развитых странах электромобильная отрасль тоже находится в стадии развития, с той лишь разницей, что там оно идет более активно, чем у нас.

 

В мире – по данным международного энергетического агентства ОЭСР – в 2915 году насчитывалось около 1,26 млн. электромобилей. А о том,  какое значение придают этому направлению в США, говорят данные основанные на прогнозах «Wood Mackenzie»: к 2035 году в стране из общего количества продаваемых авто на электрические будут приходиться 10%. В то же время предполагается спад – до 5% – спроса на традиционные виды топлива.

 

Жесткая конкуренция началась и на рынке электромобилей-беспилотников. В ней кроме известных автомобильных брендов, участвуют IT-компании. Каждый из игроков стремиться занять «свою нишу» в этом перспективном сегменте, и, по возможности, расширить его. Итак, гонка, в которой участвуют  крупнейшие мировые компании, стартовала, и перспективы ее впечатляют.

 

Участие государства в развитии и становлении сегмента электрического автотранспорта является, безусловно, важным и определяющем, тем более, в нашей действительности. Но, как считают некоторые эксперты, следует по возможности привлекать к процессу как можно больше зарубежных производителей. В связи с этим независимый автоэксперт Андрей Осипов отмечает, что «электромобили есть не только у того же самого Mitsubishi и у Tesla, есть, например, Nissan Leaf, который официально у нас не продается».

 

Иными словами, надо изыскивать все возможности, чтобы поднять отрасль на должный уровень. Иначе отставание неизбежно, а это мы уже не раз проходили.

 

 

Стимулирование в двух частях

Проект программы, принятый в правительстве к рассмотрению, состоит, как отмечают те, кто с ним ознакомился, из двух частей. В первой, в частности, говорится о том, что потребуется внесение поправок в правила дорожного движения для предоставления (на законных основаниях) бесплатных парковочных мест под электротранспорт и разрешения его водителям пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. Предлагается также ввести льготные тарифы для электромобилей на платных трассах или, вообще, сделать проезд бесплатным. И освободить их владельцев от уплаты транспортного налога.

 

Такие вот намечены послабления и льготы,  должные стимулировать потребителей приобретать электромобили.

 

Во второй части рассматриваются меры, необходимые для ускоренного расширения сетей зарядных станций. Здесь и введение упрощенного порядка землеотвода под их строительство с рекомендациями региональным властям как это согласовать и сделать.

 

Руководству регионов и крупных городов предложено также установить (пока без уточнений) «обязательную долю электромобильной техники»  в общественном транспорте. Последнее достаточно определенно соотносится с установкой на то, что к 2020 году не менее половины общественного транспорта в стране должно быть экологически чистым.

 

Практически, то же самое, кстати, отражено и в комплексном плане по развитию экологически чистого транспорта, подписанного Аркадием Дворковичем в 2014 году.

 

И вот совсем недавно, что называется в русле предложенных в проекте льгот, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в котором представлена и Россия, принял решение обнулить таможенные пошлины на ввоз электромобилей до сентября 2017 года. Полное «обнуление» коснется только легковых электромобилей – ставка пошлины снизится с 17% до 0%, на грузовые электроавтомобили с полной массой до 5 тонн она сократиться в три раза – с 15% до 5%.

 

На официальном сайте ЕЭК сообщается, что данное решение вступит в силу со 2 сентября 2016 года. Отметим, что  автомобили с гибридным двигателем и «плагин-гибридные» машины в число льготников не включены.

 

Временное (на год) обнуление пошлин на электротранспорт министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина прокомментировала так:

 

- Пошлины снижаются на время. Будет ли в будущем году продлена эта мера, зависит от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей.

 

В связи с этим, стоит отметить, что нулевая пошлинная ставка на ввоз элетромобилей уже вводилась – с  1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года. За этот период в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля, в основном, из  Китая, Японии и США.

 

В этом году с января по апрель – число ввезенных электромобилей не превышает пока 28-ми.

 

 

Экспертное – от умеренного до резкого…

По поводу мнений экспертов о предложениях, изложенных в проекте электромобильного развития сразу вспоминается затертое, но, применительно к данной ситуации, самое верное выражение  – «сколько людей, столько и мнений».

 

Например, директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин не считает, в отличие от некоторых экспертов, отмену транспортного налога для владельцев электромобилей разумной мерой. И напоминает, что такое решение может нанести существенный ущерб дорожным фондам регионов, которые и так «пострадали» на 10 млрд. рублей, не получив налоги в связи с введением системы «Платон».

 

К допуску электромобилей на выделенные полосы он также относится крайне отрицательно, мотивируя это тем, что «в автобусе едут 80 пассажиров, а в машине - пусть и электрической – один человек».

 

Но в чем практически все эксперты сходятся, так это в том, что популярность электрического транспорта в России возможна только при реальном ощутимом снижении цены и стоимости владения. И, конечно – развитии сетей заправок.

 

Впрочем, пока больше говорится, чем делается. Видимо поэтому наш эксперт – ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» Виктор Костюков настроен по отношению к предлагаемому проекту, мягко говоря, скептически.

 

Он, например, отметил, что два года назад тоже был провозглашен проект по газификации автомобильного транспорта, но ожидаемых результатов так и не принес. Теперь министерские  чиновники планируют запустить новый – развитие электрического автотранспорта в России до 2025 года.

 

- Не зная содержания проекта, – продолжил он, – можно было бы подумать, что речь идёт об инвестициях в российскую науку, в технологию создания лёгких, дешёвых, морозоустойчивых, а главное, с высокоёмкими аккумуляторами, электрокаров. В общем, всего того, что позволит опередить западных конкурентов в этом ключевом для развития моменте. Но оказалось, что наши чиновники тупо лоббируют интересы иностранных автоконцернов через создание инфраструктуры и выбивание льгот для будущих электрокаров.

 

Некоторые предложения в проекте не выдерживают критики. Например, отмена транспортного налога для водителей электромобилей.

 

- На старте проекта, если он будет принят, – подчеркнул эксперт, – нулевой транспортный налог, конечно не обескровит бюджет страны. По разным оценкам в России в 2015 году насчитывалось около 500-600 единиц этой эксклюзивной для страны техники и около полутора тысяч гибридных, бензоэлектрических автомобилей. В сравнении с общим легковым автопарком страны, насчитывающим примерно 40 млн. единиц, такое количество -  капля в море. Но учитывая то обстоятельство, что электромобиль в России скорее «роскошь, а не средство передвижения», обнулять налог на роскошь было бы не логичным.

 

Также как и обеспечивать для электромобилей бесплатную парковку в городах. По словам Виктора Костюкова «принцип бесплатных парковок основан на социальном аспекте, а не на цветовой окраске авто, его цене, дате выпуска или на том, что у него под капотом. Потому и льгота на парковку «электроутюга» в принципе неуместна».

 

Однако предложение разрешить пользоваться полосами, выделенными для общественного транспорта он (также как и его коллеги) поддержал:

 

- Риск «заглохнуть» в плотном потоке и организовать пробку у электрокара по причине «кончилась батарейка» высок. Так что пусть уж лучше глохнет на выделенке.

 

Затронув тему льготных тарифов на платных трассах, мой собеседник заметил, что в компаниях-владельцах платных трасс могут с этим предложением не согласиться – с какой стати предоставлять скидку электромобилям, которые также как и остальной транспорт занимают определенное место на дорогах. Поэтому плата за проезд представляется вполне обоснованной. Можно предположить, что когда дело дойдет до серьезного обсуждения этой проблемы, хозяева платных дорог приложат максимум усилий, чтобы не уступить ни копейки. Впрочем, могут и согласиться, если получат подтверждение о компенсации льгот из бюджета.

 

Что касается развития инфраструктуры зарядных станций, то здесь, по мнению эксперта, также не обойдется без проблем. Отследить процесс можно на примере Москвы. Сегодня в столице функционируют 19 электрозарядных пунктов, планируется в соответствии со спросом довести их количество до 28 единиц. А форсировать строительство никто не будет, пока не созреет спрос. Получается своего рода заколдованный круг.

 

В данном вопросе, зная о нередких «расхождениях» в процентах и цифрах, позволим себе, на всякий случай, привести еще одну статистическую выкладку, а заодно и высказывание московского чиновника о размещении в городе зарядок для электротранспорта.

 

На сервисе «Яндекс.Карты» отмечено, что в Москве – в мае этого года – было всего 16 действующих зарядных станций для электромобилей.

 

Похоже, что они растут не по дням, а по часам. К тому же из недавнего заявления главы департамента транспорта столицы Максима  Ликсутова следует, что до конца этого года в городе будут размещены 200 зарядных станций для электрического автотранспорта. До 95% таких заправок будет открыто на площадях парковок, расположенных в пределах третьего транспортного кольца.

 

Судя по всему, статистика отслеживающая количество заправок для электромобилей не будет поспевать за действиями московских энергетиков, в ближайшее время уж точно.

 

В завершении нашего разговора Виктор Костюков, словно подводя черту под сказанным о проекте ранее, заметил, что иногда все-таки бывает не лишним напомнить современным маниловым, что Россия – страна специфическая, и к тому же холодная. Не станет у нас электрокар народным автомобилем – перспектив для этого нет. Да и не держат аккумуляторы заряд на морозе.

 

Да, «не держит» у нас многое – слова зачастую расходятся с делом, новые проекты принимаются с заделом на десятилетие, но начинают пробуксовывать в ближайшее время. Похоже, что именно в этом и заключена наша «специфика». А сегодня она еще и усугубляется продолжающимся спадом в экономике. Так что с прогнозами о том, как все сложится в электромобильной отрасли, следует быть пока поаккуратней.

Читайте также:

Мифы и реальность  топливных карт
Мифы и реальность топливных карт

На рынке топливных карт в погоне за снижением издержек предприятия нередко поддаются заманчивым

Топливные карты - удобство, учет и контроль.
Топливные карты - удобство, учет и контроль.

Топливные карты - удобство, учет и контроль. Из огромного количества новшеств, которые можно встретить

Транспортный рынок: не бывает бесконечного роста и вечных падений
Транспортный рынок: не бывает бесконечного роста и вечных падений

Количество первичных обращений за пособиями по безработице в США за неделю, закончившуюся  26