Перегруз по осям

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Рано или поздно любая законодательная норма требует переосмысления и корректировки. Ведь со временем под влиянием ряда факторов тот или иной закон теряет свою актуальность и уже не соответствует реальному положению дел. Особенно это касается ПДД. Тем не менее, чиновники не спешат вносить изменения в существующие правила дорожного движения. И не удивительно. Во-первых, это дополнительная работа, а власть имущие привыкли не утруждаться. Во-вторых, зачем исключать из ПДД действующие нормы, с помощью которых можно и дальше привлекать к административной ответственности и штрафовать участников дорожного движения, в частности грузоперевозчиков? Например, последние зачастую оказываются виновными в том, что не соблюдают существующие нормативы по нагрузке на оси машины. Но возможно ли выполнить данное требование и избежать наказания? Как оказалось, практически нет. А это означает, что у сотрудников ГИБДД всегда есть повод, чтобы «содрать» с водителей грузовых автомобилей лишние деньги.

 

Недавно грузоперевозчики провели любопытное расследование, а вернее, эксперимент. Они взвесили несколько машин и пришли к выводу, что в реальной жизни невозможно добиться равномерного распределения груза над всеми осями автомобиля. Руководствуясь результатами проведенного эксперимента, они обратились к властям с предложением упразднить административную ответственность за перегрузку по осям, при условии выполнения водителями нормативов допустимой полной массы грузового авто.

 

Примечательно, что данный эксперимент прошел недалеко от Санкт-Петербурга. В ходе его проведения был задействован стационарный весовой пункт, который предоставили городские власти. Как только активисты взвесили «КамАЗ» массой 23 т., выявилась значительная перегрузка на первой оси. При этом масса самой машины не превышала разрешенные 25 т. На основании этих данных владельца грузовой машины можно было оштрафовать за нарушение существующих норм по осевой нагрузке.
Также инициаторы эксперимента подвергли проверке и другие машины, каждая из которых не имела нарушений по допустимой массе. Однако ни одна из них не прошла испытание. В каждом автомобиле была зафиксирована перегрузка, как минимум, на одну ось. Именно поэтому один из участников эксперимента вооружился лопатой и стал равномерно распределять груз в кузове, так как инспекторы ГИБДД уже собирались наказать его штрафом за превышение нагрузки на оси.

 

На данный момент результаты проведенного эксперимента изучают специалисты Министерства транспорта России. В том случае, если они не вызовут у них никаких сомнений и нареканий, не исключено, что в скором времени административное взыскание за зашкаливающие нагрузки на оси будет отменено.

 


Миссия невыполнима

Результаты эксперимента не стали сенсацией для грузоперевозчиков, так как они прекрасно знают о существующей проблеме. При этом поделать с ней ничего не могут. Проще говоря, им приходится работать с осознанием того факта, что в любой момент их могут привлечь к административной ответственности за превышение нагрузки на оси. Впрочем, почему могут? Сотрудники ГИБДД регулярно используют эту возможность.

 

Директор компании «Аско-транссиб» Юрий Сидельников говорит, что перед тем как отправиться в рейс, основной акцент делается на вес не только самого грузового автомобиля, но и на массу груза. По его словам, совокупная масса, как правило, соответствует допустимым параметрам, и при корректном размещении груза по всему автомобилю превышения исключены и в получении соответствующего разрешения нет никакой нужды. Но это только в теории. На практике же получается, что автомобиль становится тяжеловесным грузовиком, ведь давление на ось возрастает. Например, если перед отправкой в рейс нагрузка на ось достигала 10 т., то в процессе езды данный показатель возрос до 10,5 т. Обычно сотрудники ГИБДД даже не пытаются разобраться в возникшем несоответствии и просто выписывают протокол.

 

Генеральный директор «БПЗ-РЕГИОН» Руслан Курцев уверяет, что все автомобили его компании оснащены специальными датчиками, фиксирующими нагрузки на ось. Также имеются планограммы, предусматривающие конкретные схемы размещения груза в транспортном средстве. Более того, некоторые машины зачастую недогружаются, чтобы существовал определенный люфт. Тем не менее, как утверждает Руслан Курцев, принимаемые меры не приносят ожидаемого результата. Иначе говоря, происходит превышение по одной из осей.


В последнее время некоторые компании-перевозчики даже стали отказываться от новых рейсов, которые подразумевают доставку товаров на большие расстояния. Ведь чем дольше проедет машина, тем выше риск того, что произойдет смещение груза а, следовательно, возникнет перегруз на одну из осей. Из-за этого ряд предприятий и организаций уже столкнулись со срывом сроков поставок.

 


Лазейка для коррупции
Один из представителей Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Алтайского края Алексей Паженцев уверен, что существующую проблему могут устранить только на законодательном уровне и никак иначе. Пока же получается, что виновным назначают именно перевозчика.


Масла в огонь подливает и то обстоятельство, что действующие нормы благоприятствуют распространению коррупции. В том же Алтайском крае многие водители уже рассматривают весовой контроль транспортных средств как незаконное вымогательство денег сотрудниками ГИБДД.

 

Руководитель отдела логистики ООО «Сигма-5» Андрей Казанцев акцентирует внимание на том, что представители правоохранительных органов выписывают перевозчикам штрафы «с закрытыми глазами». Вместе с тем, истинного виновника никто не пытается найти. Сами же инспекторы ГИБДД не скрывают того, что они являются просто исполнителями. В их обязанности входит наказание физического и юридического лица.

 

Но не стоит чесать всех сотрудников ГИБДД под одну гребенку. Есть среди них и те, кто с пониманием относится к сложившейся ситуации. Правда, находится немало и таких инспекторов, которые фактически превращает жизнь водителей и перевозчиков в сущий кошмар. По мнению юриста Сергея Федорова, такие работают на барнаульском посту ГИБДД. При этом его обвинения не голословны. Он располагает многочисленными фактами нарушения процедуры прохождения весов, которые, несомненно, находятся в компетенции прокуратуры и Следственного комитета. Правда, последние пока не спешат проверять барнаульский пост ГИБДД.

 

Также Сергей Федоров говорит, что на барнаульском посту существует два вида весов: динамические и статистические. Для выявления нарушений сотрудники ГИБДД должны руководствоваться показаниями «динамики». Именно на их основании можно составить протокол об административном правонарушении. Однако на барнаульском посту машину проверяют еще и на статических весах. Как показывает практика, полученные с их помощью данные нередко превышают показатели общего груза. Причем превышают значительно аж на целых 2 т. По мнению юриста, после динамического взвешивания нагрузка на ось не может увеличиться столь существенно.

 

При этом происходят и такие инциденты, когда после первичного взвешивания перегруз не выявляется, но машину все равно проверяют на статических весах, и они фиксируют перегруз. Это служит основанием для составления протокола. Хотя для второго взвешивания не было никаких предпосылок, и сотрудники ГИБДД должны были оставить грузовой автомобиль в покое.

 

Слова Сергей Федорова подтверждает юрисконсульт Бийской транспортной компании АО «Бийсктранссервис» Дмитрий Кутляров. Он утверждает, что автомобили его компании беспрепятственно преодолевают многие посты ГИБДД, но вынуждены останавливаться именно на барнаульском посту весового контроля.

 

Конечно же, подобное происходит не только в Барнауле. Схожие факты фиксируются во многих других регионах России. Вот только о них почему-то умалчивают или не предают их должной огласки. Впрочем, в последнее время благодаря организациям вроде «СПАСА», которые занимаются независимым взвешиванием на сертифицированных контрольных весах, все больше людей узнает о неправомерных действиях сотрудников ГИБДД.

 


Назревшее решение

Учитывая многочисленные инциденты, административную ответственность за перегруз по осям отменить все же стоит. В противном случае недовольство грузоперевозчиков может вылиться в настоящий всероссийский протест, по сравнению с которым акция дальнобойщиков, несогласных с введением системы «Платон», покажется властям еще «цветочками». Так что в интересах самих же чиновников поскорее разобраться в существующей проблеме. Для этого им следует изменить на законодательном уровне административную ответственность за нарушение допустимой нагрузки на ось и сократить размер штрафных санкций.

 

Безусловно, поправки в закон чиновники должны вносить не за закрытыми дверями, а с участием всех заинтересованных лиц. Проще говоря, назрела необходимость в проведении круглого стола, за которым собрались бы представители крупных грузоперевозчиков, общественные активисты, чины из ГИБДД, депутаты Госдумы, сотрудники прокуратуры и другие специалисты. Только так, сообща, можно разработать закон, который устроит абсолютно все стороны. Главное, чтобы затем его утвердило правительство РФ.

Читайте также:

Грузовые авиаперевозки из США в Россию
Грузовые авиаперевозки из США в Россию

Ваш торговый бизнес требует регулярных перевозок? Или вы решились на покупку автомобиля в США? Желаете

Таможенная база
Таможенная база

Таможенная база – это компания, которая дает статистические данные по странам мира, ближнего зарубежья и

КАМАЗы нового тяжелого семейства
КАМАЗы нового тяжелого семейства

На автодроме «Мячково» в Подмосковье состоялся тест-драйв новой линейки самосвальной техники КАМАЗ.