Наперегонки с инфляцией - 2017

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Рост цен на бензин продолжается. В середине июня стоимость Аи-95 впервые превысила 40 рублей.

 

В среднем, только за одну неделю, цена поднялась на 9 копеек. А литр «народного» Аи-92 вырос до 37,35 рублей.

 

По данным ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса Минэнерго) региональная топливная карта цен середины июня выглядела следующим образом:  наиболее сильное подорожание Аи-95 отмечено на Урале, в Центральном округе и в Сибири. В Сибирском округе цены на Аи-92  подскочили на 36 копеек за литр. Отметились также Алтайский край, Иркутская область и Алтай, где цены на Аи-92 превысили 50 копеек за литр.

 

Ну а рекорд в росте цен поставила Тува – здесь они поднялись на 86 копеек.

 

 

Нарушенная динамика

Очень наглядно отражает тему «неудержимого дорожания» и происходящее на московских АЗС. Так, по сведениям Московской топливной ассоциации, еженедельно обновляющей мониторинг московских цен, литр Аи-95 за предыдущую неделю (данные на 14.06.17г.) подорожал на 14 коп., до 40,46 р/литр, литр Аи-92 – на 20 коп., до 37,55 руб./литр.

 

Немаловажно, кстати, еще и то, что прогнозы ФАС о росте цен на топливо в России в ближайшие 10 лет, которые якобы не должны превысить уровень инфляции, также оказались безосновательными.

 

В связи с этим эксперты компании «Алгоритм. Топливный интегратор» отмечают, что за двенадцать месяцев (с 13 июня 2016 г. по 13 июня 2017 г.) литр топлива на московских АЗС подорожал в абсолютном исчислении на 2,6-2,7 рубля,  или в относительных долях от 7,0% до 7,5%,  в зависимости от вида топлива.

 

А посему, очевидно, что установка антимонопольной службой, согласно которой динамика розничных цен должна быть соизмерима с динамикой инфляции, нарушена. Так как официальная инфляция, рассчитанная с июня 2016 по май 2017 г., составила всего лишь 4,02%. В более же короткий период (с января по май 2017 г.) при инфляции 1,67% цены на АЗС взлетели на 4,2%.

 

 

Рост цен на московских АЗС (Диаграмма №1)

 

 

И поэтому, по мнению ведущего аналитика «Алгоритма» Виктора Костюкова, неубедительно звучат сегодня сетования представителей ВИНКов в связи со сложившейся ситуацией на топливном рынке, и, прежде всего, в рознице.

 

- Не корректны, мягко говоря, – заметил он, – заявления о том, что НПЗ находятся на грани рентабельности из-за налогового маневра.

 

Например, информация, поступающая с новостных лент, показывает вполне успешное окончание первого квартала текущего года.

 

Вот лишь некоторые данные: чистая прибыль по МФСО в первом квартале 2017 года, относящаяся к акционерам нефтяных компаний, такова:

- у «Роснефти» возросла на 8,3% по сравнению с аналогичным кварталом 2016 года и составила 13 млрд. рублей;

- у «Лукойла» выросла на 46% в годовом выражении и составила 62,3 млрд. рублей;

- у «Газпром нефти"» выросла на 49,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составила 62 млрд. рублей;

- у «Татнефти» выросла в два раза в годовом выражении и составила 36,6 млрд. рублей;

- у «Сургутнефтегаза» снизилась на 14% и составила 761,56 млрд. рублей.

 

Эксперт также уверен, что, преподнося ситуацию в нефтепереработке и розничном бизнесе как убыточную, представители нефтяных компаний в то же время повышают биржевые индексы. Биржа для них не столько канал сбыта продукции, сколько своего рода псевдорыночный инструмент.

 

- И нынешние торги демонстрируют неуёмное желание нефтяных компаний раскрутить биржевые индексы, отталкиваясь от них взвинтить мелкооптовые цены на региональных нефтебазах. А уж дело переставить ценники на стеле АЗС под стенания о низкой маржинальности розницы дело нехитрое, – подчеркнул он.

 

Однако, как ни относится к происходящему на бирже, многое в топливной цепочке определяется именно здесь.

 

 

Начало фазы: опт бьет рекорды

Повышение топливных цен на АЗС непосредственно связано, что очевидно, с ростом биржевых цен. А показательным в сфере розницы, как всегда, является то, что происходит в Москве и Московской области – регионах-лидерах по потреблению автомобильного топлива.

 

Продолжающийся рост стоимости бензина стартовал в начале мая. И вот что показал мониторинг МТА уже ближе к концу месяца: за неделю с 15 по 22 мая литр бензина Аи-95 подорожал на 18 копеек, до 40,19 рублей, литр Аи-92 – на 15 копеек, до 37,17 рублей.

 

На общую динамику цен в столице и области, безусловно, повлияло повышение цен на 50 копеек (на все виды топлива) в сети АЗС компанией «Газпром нефть». Данное повышение позволило ей приблизиться к ближайшим конкурентам.

 

 

 

 

На приведенной выше диаграмме видно как выстроены розничные бензиновые цены у ведущих компаний, и насколько они выросли по сравнению с годом прошлым.

 

И еще из приведенной диаграммы явствует, как отметил Костюков, что основные игроки на топливном рынке не считают цену определяющим критерием при выборе клиентом той или иной сети. Главным сегодня становится качество товара, и по этому показателю в лидерах пока остается сеть автозаправок Лукойла.

 

Подобное отношение в ВИНКах к «определяющему критерию» можно только приветствовать, но потребителя беспокоят и неуклонно растущие цены на топливо.

 

Аналитики топливного рынка, сравнивая предыдущие ценовые показатели и отмечая их резкий скачок в этом году, в то же время отмечают, что вторая половина мая традиционно является началом фазы летнего роста оптовых цен на бензин.

 

Другое дело, что и они в большинстве своем вряд ли прогнозировали столь резкое превышение рекордов прошлого года.

 

Генеральный директор Аналитического терминала ООО «Коммод» Максим Грушин, отмечая сокращение биржевых предложений  и остающийся, как обычно, повышенный спрос на бензины в весенне-летний период, подчеркнул:

- Идет четкое формирование повышающего тренда оптовых цен на бензины. И поэтому вполне ожидаемо, что оптовая цена на бензины в пиковый сезон будет значительно выше рекордов прошлого года – как минимум на 1 тысячу рублей за тонну больше самых высоких показателей прошлого года.

 

Он также добавил, что в сегменте розничных цен, где продолжается серьезный рост, темпы вряд ли сразу снизятся, и определенный период будет только повышательный тренд.

 

О сформированности предпосылок для роста оптовых цен в пиковый сезон этого года говорил и генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

 

К основным факторам их превышения показателей прошлого года он отнес значительное снижение экспортных пошлин на бензины и оставление акциза на уровне 2016 года, а также происходящее формирование мировых цен на нефть.

 

По мнению Виктора Костюкова биржевые сделки ведут к следующим «прогнозным вершинам»: этим летом индекс REG вполне может превысить уровень 42 000 руб./т. и достигнуть 43 000 руб./т.

 

- А, вообще, – как заметил он, – еще в марте было резкое повышение цен на топливо на бирже. И, соответственно, все предпосылки для их роста на мелкий опт на нефтебазах, что незамедлительно стало отражаться и в ценовом сегменте розницы.

 

 

Объемы не убудут

Сегодня некоторых экспертов настораживает такой фактор как наполняемость рынка. Вот как комментируют сложившуюся ситуацию аналитики «Алгоритма»:

- Объёмы производства автомобильного бензина сокращаются, но внутренний рынок этого не почувствовал, поскольку сокращение коснулось лишь экспортного направления. Так, за пять месяцев 2017 года (с января по май) на внутренний рынок выгружено автомобильного бензина в количестве 10,596 млн. тонн против 10,540 млн. тонн годом ранее за такой же период времени.  Экспортный поток за пять месяцев сократился на 800 тыс. тонн, с 2,5 млн. тонн в 2016 году до 1,7 млн. тонн.

 

Стоит отметить, что ряд НПЗ к тому же просто компенсирует спад выпуска бензина у коллег. Как заметил Костюков, в целом ситуация, несмотря на сокращение производства бензина, для внутреннего рынка не такая уж драматичная.

 

Это, кстати, вполне убедительно, показано в приводимой ниже таблице

 

 

 

 

Есть еще один, заслуживающий внимания, аспект насыщения топливного рынка бензинами.

 

Оказывается мнение о том, что производители топлива для раскрутки цен на биржевом рынке используют практику сокращения предложений, по меньшей мере, весьма условно. А вот реальные требования по минимальным объемам реализации, ежемесячно устанавливаемые совместным приказом регуляторов рынка, перевыполняются.

 

И потом, норма биржевых продаж – 10% от выпуска бензина на каждом НПЗ – устарела, в чем абсолютно уверен Виктор Костюков. В сегодняшних реалиях топливного рынка она должна составлять для биржевого оборота не менее 20%.

 

В следующей таблице отражены установленный план продаж и реальные биржевые продажи бензина.

 

 

 

 

Разница между официальными (плановыми) установками и реальными продажами убедительно свидетельствует о том, что норма в 10% себя уже изжила.

 

Да и введена она была в 2013 году как административная мера для принуждения нефтяных компаний к торговле на петербургской бирже. Прошло время – ситуация изменилась, причем кардинально, потому сегодня без каких-либо проблем можно поменять и эти явно устаревшие нормы.

 

Розница: рентабельность и ценовые перспективы

Сегодняшняя ситуация в сфере розничных продаж топлива складывается следующим образом: цены на него неуклонно растут, а рентабельность данного бизнеса также неуклонно снижается. И уже поговаривают, что положение дел, иначе как критическим, не назовешь. Более того, падение маржи затронуло не только независимых продавцов топлива, но и крупные компании.

 

В связи с чем, директор по региональным продажам компании «Газпром нефть» Александр Крылов в одном из последних интервью заметил, что розничная цена бензина имеет социальное значение и во всех странах регуляторы уделяют ей повышенное внимание. Отсутствие универсальных критериев ее формирования приводит к тому, что практически при каждом повышение всем сразу видятся необоснованное повышение цен или ценовой сговор. Однако биржевая цена при этом признается рыночной.

 

- И вот, в настоящее время, – подчеркнул Крылов, – сложилась ситуация, приведшая к тому, что цены на нашей бирже в прошлом году и начале текущего выросли на 25-30%, а розничные – на 5-6%.

 

По его мнению, низкая маржинальность в рознице не повод для паники. Нефтяные компании, что в США, что в Европе, при всей разности в подходах, решают эту проблему путем сокращения издержек. А способы для этого используются различные, среди них – привлечение франчайзи, дилеров, ритейлеров. В общем, в этой сфере нефтяники перекладывают все проблемы розницы на своих партнеров.

 

Одним из наиболее эффективных решений по снижению издержек, как уверен представитель «Газпромнефти», станет более активное внедрение автоматизированных АЗС. По подсчетам специалистов компании использование автоматических заправок (о развитии этого перспективного направления в России более подробно можно узнать из материала «SMART-АЗС в наших реалиях» от 17.03.17. в рубрике «Новости») сокращает затраты до 45%.

 

Больше внимания необходимо уделять и так называемому сопутствующему бизнесу: в сети АЗС «Газпром нефти» он увеличил прибыль на 12%.

 

В общем заметим, что все способы хороши, особенно те, что приносят прибыль.

 

А что с розничными ценами на бензин, какие здесь перспективы? По мнению большинства экспертов так называемый сезонный фактор не вызовет чрезмерной волатильности цен на топливо. Некоторые из них выражают уверенность, что цены на бензин за год вряд ли превысят десятипроцентную отметку.

 

И, наверное, самый «точный прогноз», что запредельного роста бензиновых цен не будет, это принятие мер на упреждение, которые обязательно, и в ближайшее время, последуют от Федеральной антимонопольной службы России.

Читайте также:

Автошколы: за программами – лицензирование…
Автошколы: за программами – лицензирование…

Итак, свершилось: автошколы теперь могут на законных – долгожданные программы утверждены – основаниях

Контейнеры – универсальная тара
Контейнеры – универсальная тара

Человек несколько веков назад уже ощутил необходимость транспортировки грузов различного объема и назначения. Если непосредственно

Ужесточение или необходимые меры?
Ужесточение или необходимые меры?

Интеграция России в структуру международных транспортных перевозок на сегодняшний день находится на достаточно высоком уровне,