Тодт против Экклстоуна

Спор вокруг будущего Формулы-1 продолжается. Президент FIA Жан Тодт, который контролирует все вопросы, касающиеся спортивной и технической составляющих, никак не может прийти к соглашению с владельцем коммерческих прав на бренд F1 Берни Экклстоуном.

Главный повод для конфронтации – идея Тодта о переходе на 1,6-литровые рядные «четверки» с наддувом, с которой Экклстоун категорически не согласен. Его аргумент заключается в том, что большинство зрителей приходят именно послушать, как звучат высокооборотистые двигатели нынешних гоночных машин. По-мнению Берни, приглушенное ворчание турбо не сравнится с нынешними высокочастотными завываниями и толпы разочарованных болельщиков повалят с трибун.

Естественно, все дело не только в породистом звучании. Сейчас заканчивается срок действия очередного Договора Согласия, и каждая из заинтересованных сторон (FIA, обладатели коммерческих прав, команды) стремится выторговать себе как можно больше доходов перед заключением нового соглашения.

Казалось бы, Тодт пошел на уступки, допустив, что в 2013 году можно будет использовать старые 2,4-литровые V8 и новые 1,6-литровые рядные четверки. Однако такое предложение не понравилось Экклстоуну, который резонно заметил, что любые попытки «уравновесить» различные силовые агрегаты еще никогда не приводили к успеху.

На стороне Берни выступили представители Ferrari, которые не собираются строить гоночный 4-цилиндровый мотор. Против турбонаддува они, видимо, ничего не имеют, так как сами собираются оснащать преемника модели Enzo подобной технологией. В спортивном отделении Mercedes не рады переходу, так как стремятся сэкономить и выступают за продолжение использования нынешних блоков V8, которые инженерами фирмы уже отлично изучены. Против выступила компания Cosworth, которая и без того теряет клиентов, а разработку нового агрегата попросту не потянет.

Интересно складывается отношение к изменениям в лагере Renault. Эрик Булье, управляющий команды, которая выступает под этой французской вывеской, поддержал Экклстоуна, а отеделение Renault Sport перешло на сторону Тодта. Ранее именно двигателисты этой марки поставили под сомнение разумность экстремального использования выхлопных газов для улучшения аэродинамических свойств гоночного автомобиля, тем самым поставив под удар свою бывшую команду.

Теперь позиция немного изменилась. Руководитель «формульного» проекта Жан-Франсуа Кобе заявил, что полностью поддерживает инициативы FIA по внедрению новых двигателей и ужесточению текущего регламента. Однако для самой фирмы было бы выгодно избежать запрета на использование нынешней выхлопной системы. Кобе заявил, что у его подчиненных уже есть альтернативный вариант, который ничем не будет уступать действующему, но для его внедрения придется потратить приличную сумму денег.

Выражая свою поддержку курса Тодта, представители Renault Sport наглядно продемонстрировали, что стремятся использовать полученные в Формуле-1 данные для разработки серийных двигателей. Например, инженеры заявляют, что в новом моторе Energy dCi 130 используется «формульная» философия квадратного сечения (равенство размеров диаметра цилиндра и хода поршня), позаимствованная из гоночного мира высокопроизводительная система охлаждения двигателя и конструкция маслосъемных колец, уменьшающая потери на трение. Ясно, что стремление подвинуть мир F1 еще ближе к конвейеру пришлось представителям марки Renault по нраву.

И свое присутствие в чемпионате мира они собираются закрепить. Совсем скоро французские двигателисты смогут получить четвертого клиента в Формуле-1. К чемпионам из Red Bull, середнякам из Renault и аутсайдерам из Lotus вполне могут добавиться подопечные Фрэнка Уильямса, которые все еще используют бюджетный вариант (Cosworth), который не позволяет бороться за очки.

Одобрил идею FIA и исполнительный директор Williams F1 Адам Парр. Правда, не факт, что сам Уильямс поддержит инициативу Тодта. Берни Экклстоун финансово помог команде Williams, когда та вступила в нынешнюю тяжелую для себя эпоху. Кроме того, на крючке у Берни еще часть середняков, которые при ином раскладе могли бы перейти в лагерь Тодта, чтобы получить 1,6-литровые двигатели Renault или Pure (от Крейга Поллока).

Сейчас все идет к тому, что FIA не уступит и, в крайнем случае, продолжит проводить чемпионат мира в классе Формула-1, но без участия Экклстоуна и несогласных производителей, о чем заявил президент Федерации:

«Они могут придумать что-то еще, создать иную дисциплину автоспорта, но чемпионат мира в классе F1 под эгидой FIA пройдет по тем правилам, которые предложим мы».

Перед гоночными выходными в Испании Тодт пошел в наступление, заявив, что всем участникам не стоит делить шкуру неубитого медведя, рассуждая о скорой смене владельца Формулы-1.

Это стало ответом на слухи о возможной продаже коммерческих прав на F1 нынешними хозяевами из инвестиционного фонда CVC магнату Руперту Мердоку и итальянскому инвестиционному консорциуму Exor.

«FIA занимается спортивными вопросами и не участвует в коммерческой деятельности, – уточнил Тодт. – Однако в случае появления намерения о продаже прав на Формулу-1 Президент Федерации обязан посоветоваться со своими помощниками и решить, возможна ли такая операция.

Сейчас все выглядит очень странным. Кто-то заявляет о том, что хочет купить, но никаких объявлений о продаже еще не поступало. Для начала фонд CVC должен заявить о намерении продать права. На данный момент такого сообщения не было».

Берни был вынужден занять оборонительную позицию, заявив, что вообще никакого отношения к двигателям не имеет, а лишь высказывает свое мнение как постоянный участник Всемирного совета по автоспорту и занимается только коммерческой деятельностью. Это явный намек на то, что Тодту не стоит вмешиваться в бизнес Экклстоуна.

Пока хорошие друзья Жан и Берни демонстрируют непреклонность позиций, сам Большой цирк находится в странном состоянии. Для того чтобы оживить постное действо чемпионат буквально накачали новинками, из-за чего его теперь трясет в судорогах. Авторитетные комментаторы со всего света заявляют, что попросту не успевают уследить за всем, что происходит на трассе. По ходу Гран-при Турции было зафиксировано 112 обгонов и 82 остановки для смены шин. Не каждый болельщик осмыслит такой объем информации, да и маневры имеют склонность к обесцениванию. Как шутят острословы, это равносильно счету 50 : 48 в футбольном матче. Если бы игра закончилась с таким счетом, то любой фанат сделал бы вывод, что состязания проходил в каких-то экстремальных условиях. Искусственные обгоны могут понравиться среднестатистическому зрителю, но вовсе не приводят в восторг аналитиков. Сейчас с трасс практически исчезло прямое противоборство гонщиков. Все решается даже не благодаря системе уменьшения лобового сопротивления, а разницей в типе шин. Слишком часто принципиальные соперники меняются позициями так легко, будто выступают в разных чемпионатах.

Телевизионные рейтинги (особенно в Германии) все еще держатся на высоком уровне. А вот доходы от продажи билетов падают. В 2007 году Гран-при Испании за выходные посетило 355700 зрителей. В нынешнем сезоне за четыре дня автодром навестили 185000 болельщиков. Вряд ли все дело лишь в относительно слабой форме команды Ferrari и, как следствие, выступающего за нее местного героя Фернандо Алонсо. И гонщикам, и зрителям очень трудно жить в эпоху перемен.

Олег Стожков, фото grandprix.com

Читайте также:

Гран-при Турции: Тренировки

На трассе в Стамбуле прошли тренировки перед Гран-при Турции. Первая сессия оказалась смыта дождем, и

Блок и Кубица – наиболее яркие представители звездного перечня гонщиков Pirelli на ралли Монцы.
Блок и Кубица – наиболее яркие представители звездного перечня гонщиков Pirelli на ралли Монцы.

На ралли Монцы шинами Pirelli воспользуется череда звездных гонщиков, включая специалиста по экстремальным заездам Кена

Стихии вопреки
Стихии вопреки

Участникам первого этапа чемпионата мира по ралли-кроссу пришлось сражаться в Португалии не только друг с