Суперфинал



Эстонское ралли Сааремаа вновь поставило рекорд гоночного сезона в Прибалтике, собрав на старте 146 экипажей!

Андрей КЛЕЩЕВ, фото Марка АЛЕКСЕЕВА и Ильи ФЕДОРОВА

Когда в далеком 1974 году эстонские энтузиасты автоспорта задумали провести первое ралли на острове Сааремаа, они вряд ли мечтали о том, что когда-нибудь их детище превратится в крупнейшую гонку на всем постсоветском пространстве. Но теперь это именно так – на протяжении последнего десятилетия октябрьские соревнования посреди Балтики стабильно собирают на старте по 130-140 машин! В чем же секрет популярности ралли Саарема, раз на других эстонских этапах выступает в полтора-два раза меньше участников?

Обычно гонки на острове проходят под аккомпанемент дождя, но в этот раз, впервые за много лет, участников сопровождала пыль! На фото – эстонцы Эгон Каур и Анника Арнек

Мне уже второй раз довелось побывать на своеобразном суперфинале чемпионата Эстонии в роли штурмана у вятича Клима Байкова, и теперь я, кажется, точно знаю ответ. На самом деле, секретов два. Первый – удивительная осенняя атмосфера, которая превращает суровые приморские пейзажи в завораживающее душу зрелище. Ну а второй, и самый главный плюс ралли на острове – его дороги. На первый взгляд, в них нет ничего сложного. На Сааремаа нет «трехмерных» спецучастков, присущих гонкам в Южной Эстонии; нет и трамплинов: вся трасса – абсолютно «плоская» Однако каменистое покрытие местных дорог настолько плотное, что оно почти не разрывается и после двух проходов «канала» в полторы сотни машин! А это значит, что те, кто едет в «хвосте» пелотона, получают от гонки ничуть не меньшее удовольствие, чем лидеры. Проверено, как говорится, на собственной шкуре – ведь у наших с Климом Жигулей был стартовый номер «106».

После годичного перерыва в программу ралли вернулся городской доп в столице острова, Курессааре. Далеко не всем столбам на нем удалось увернуться от машин – один из них точно поразил Mercedes-Benz 190E финна Юхи Хауталы

Теперь я не удивляюсь тому, что каждый год на остров тянутся караваны техничек, везущих «боевые» автомобили не только со всей Прибалтики, но и из России и Финляндии. Скажу больше – после финансового кризиса и те эстонцы, что имеют возможность стартовать лишь раз в году, откладывают денежки именно на ралли Сааремаа. Таких «гонщиков одной гонки» в этот раз было больше двух десятков, и почти все они выступали в «моноприводе»!

На старте – единственный экипаж на технике «продвинутой» категории R5, победители юниорского чемпионата мира 2014 года Сандер Пярн и Джеймс Морган. На финише эстонско-британский дуэт не дождались – сход из-за отказа техники…

А вот в полноприводной части пелотона кризис – налицо. Уже давно забыты те времена, когда организаторы ралли могли пригласить на остров мировых грандов – в свое время на Сааремаа побеждали и Андреас Миккельсен, и Мадс Остберг, и Юхо Хяннинен. Теперь же в первых рядах исключительно звезды эстонские, причем в десятку сильнейших в этом году пробились – неслыханное дело – сразу два экипажа на «моноприводе». А еще нынче на домашнюю гонку заглянул пилот фирменной команды M-Sport Отт Тянак – и на двухлитровой заднеприводной «трехдверке» Toyota Starlet уроженец Сааремаа после первого дня шел шестым в «абсолюте»! Жаль только, что на финише островитяне так и не увидели своего кумира – Тянак сошел после СУ4 из-за проблем с тормозами…

Отт Тянак наглядно показал, что может в опытных руках заднеприводная техника: его лучшим результатом стало третье время на городском СУ!

Не снискал лавров и еще один известный пилот родом с Сааремаа, прошлогодний чемпион Эстонии в абсолютном зачете Тимму Кырге. В этом сезоне он выступал лишь от случая к случаю, а на домашней гонке и вовсе пересел с полноприводной техники за руль арендованного BMW. Увы, Тимму никак не давался самый длинный и классный доп гонки, 23-километровый спецучасток Undva, – в общей сложности, Кырге подарил здесь соперникам почти шесть минут! А вот ветеран заднеприводного класса Е11 Аго Аху потерял на этом спецучастке не время – из-за невключившейся на торможении четвертой передачи он разбил свой автомобиль…

Год назад Тимму Кырге выиграл ралли Сааремаа в «абсолюте», а теперь он закончил домашнюю гонку лишь 48-м…

Крушение фаворитов лишь облегчило жизнь Эйнару Лайпайку: реактивный эстонец на своем BMW M3 финишировал не только первым в классе, но и 11-м в «абсолюте». А вот вторым на пьедестал в Курессааре в категории Е11 въехал семейный экипаж из России – Дмитрий и Елена Никончук, переигравшие почти полтора десятка соперников из Прибалтики и Финляндии.

Первый же полноценный сезон в чемпионате Эстонии принес Дмитрию и Елене Никончук итоговую бронзу. Продолжение следует?

Помимо четы Никончук, еще один российский экипаж уехал из Курессааре с призами. Петербуржцы Григорий Бурлуцкий и Иван Ефремов (Peugeot 208 R2) взяли серебро в классе 2WD 1600, уступив лишь финну Эрику Пиетаринену на турбированной Фиесте и выиграв горячую дуэль у литовца Йонаса Пипираса на Шкоде.

Каменные дороги – хорошо, а вот каменные обочины – не очень. В этом утром второго дня убедились и россиянине: петербуржцы Степан Кондрашов (его Peugeot 106 – на фото) и Дмитрий Воронов, который перевернул свою Хонду чуть раньше...

В нашем с Климом классе, 1600-кубовом зачете Е9, стартовало больше двух десятков машин – как задне-, так и переднеприводных. За экипажами из Эстонии и Финляндии, имевшими в своем распоряжении 200-сильную технику, на наших Жигулях было явно не угнаться: максимум, что нам «светило», так это четвертое место. Но на финальном допе мы лишились и его: на машине начало периодически вырубать все электричество! И хотя до финиша Жигули все же добрались, но только с потерей полутора минут и двух позиций в зачете Е9. А победил в нашем классе, что интересно, Янар Тянак – дальний родственник Отта, который построил к этому сезону серьезный «корч» в кузове ВАЗ-2105.

Причиной наших с Климом Байковым бед стал отвавшийся от стартера силовой провод. Зато на финишный подиум мы въехали не как все – а с помощью горячих эстонских болельщиков!

В абсолютном зачете гегемонию эстонцев в этот раз не смог поколебать никто – лидеры чемпионатов Латвии и Литвы на Сааремаа не приехали, да и финны с россиянами выставили хоть и многочисленный, но далеко не самый быстрый состав. В результате лучшим из иностранцев на островной гонке оказался литовец Гедрюс Ноткус, финишировавший пятым, а все призы уверенно разобрали хозяева трассы.

Эгон Каур и Анника Арнек – один из немногих «смешанных» экипажей в Эстонии. И при этом – один из самых успешных!

Несмотря на то, что пилот Mitsubishi Сиим Планги досрочно стал чемпионом Эстонии на сентябрьском ралли Тарту, он приехал и в Курессаре. Тут Сиим вновь оказался быстрейшим на трассе, но 30-секундный штраф, полученный на одном из пунктов контроля времени, отбросил его на итоговое третье место. Проблемы у фаворита позволили одержать первую победу на ралли Сааремаа экипажу Эгона Каура, а вторым на финишный подиум заехал еще один гонщик на Mitsubishi, Райнер Аус.

Silveston Saaremaa Rally
Чемпионат Эстонии, 6-й этап
Курессааре (Эстония), 9-10 октября
Стартовало 146 экипажей, классифицировано 92
Абсолютный зачет:

 
Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Э.Каур/А.Арнек Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX 57.27,0
2 Р.Аус/С.Коскинен Эстония Mitsubishi Lancer Evo IX +18,3
3 С.Планги/М.Сарапуу Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +29,8
4 Р.Муракас/К.Адлер Эстония Mitsubishi Lancer Evo X +1.38,3
5 Г.Ноткус/Д.Стрижанас Литва Mitsubishi Lancer Evo IX +2.16,7
6 В.Пушкарь/И.Мишин Украина Mitsubishi Lancer Evo X +3.03,5
7 М.Свилис/И.Пукис Латвия Mitsubishi Lancer Evo X +3.24,0
8 К.Торн/Р.Месила Эстония Honda Civic Type-R +3.47,0
9 К.-М.Волвер/М.Йыэранд Эстония Peugeot 208 R2 +3.54,4
10 Т.Тукиайнен/М.Похьянхарью Финляндия Ford Fiesta S2000 +4.18,5
 
 
 
 
17 Д.Никончук/Е.Никончук Россия BMW M3 +6.08,3
21 Ю.Сидоренко/С.Ларенс Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +6.47,7
22 Г.Бурлуцкий/И.Ефремов Россия Peugeot 208 R2 +6.48,3
25 Д.Феофанов/Н.Кокинс Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +7.07,1
34 Д.Левятов/М.Угер Россия Mitsubishi Lancer Evo X +8.12,0
37 В.Кузнецов/Р.Капустин Россия Mitsubishi Lancer Evo VIII +8.30,2
38 Л.Вильде/Д.Чумак Россия Mitsubishi Lancer Evo X +8.33,3
40 П.Туркин/В.Миркотан Россия Citroen DS3 R3T +8.40,4
43 Д.Коротин/А.Стуков Россия Mitsubishi Lancer Evo VII +9.03,2
44 А.Кудрявцев/А.Завершинская Россия Renault Clio R3 +9.03,7
50 Д.Ростилов/А.Игнатов Россия Ford Fiesta R2 +9.15,9
71 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +13.35,0


Количество показов: 634

Читайте также:

ФR3.5 меняет формат гоночного уик-энда
ФR3.5 меняет формат гоночного уик-энда

После этапа Формулы Renault 3.5 в Спа было принято решение отказаться от обязательных настроек машин

Борьба за приглашение
Борьба за приглашение

В январе на трассе Сепанг в Малайзии финишировала Азиатская серия Ле-Ман. На что похож этот

Формат гонок WTCC изменится
Формат гонок WTCC изменится

Формат гонок мирового Туринга изменится с 2016 года - в частности, реверсивный старт будет даваться